Раскрыта тайна затемнения гигантской звезды

© NASA / ESA, and R. Humphreys (University of Minnesota)Огромная туманность, выброшенная звездой VY Большого Пса

Раскрыта тайна затемнения гигантской звезды

Огромная туманность, выброшенная звездой VY Большого Пса

Новые снимки космического телескопа НАСА «Хаббл» позволили астрономам выяснить причину затемнения гигантской звезды в созвездии Большого Пса. Оказалось, что, как и в случае с Бетельгейзе, причина — в выбросе облака пыли и газа, заслоняющего звезду. Результаты исследования опубликованы в журнале The Astronomical Journal.

В прошлом году астрономы были озадачены, когда Бетельгейзе — ярко-красная звезда-сверхгигант в созвездии Ориона — резко потускнела. Затемнение длилось несколько недель, а затем светимость восстановилась. Ученые тогда выяснили, что Бетельгейзе на время закрыло облако газа и пыли, выброшенное звездой.

В новом исследовании астрономы из США, Великобритании и Японии предположили, что тот же механизм может объяснить затемнение гигантской звезды VY CMa в соседнем созвездии Большого Пса.

VY CMa намного больше, массивнее и агрессивнее Бетельгейзе, и периоды затемнения у него продолжаются годами. Новые данные космического телескопа «Хаббл» подтвердили гипотезу ученых о том, что в этом гипергиганте происходят те же процессы, что и на Бетельгейзе, но в более крупном масштабе.

«VY Большого Пса ведет себя во многом как Бетельгейзе на стероидах, — приводятся в пресс-релизе проекта «Хаббл» слова руководителя исследования Роберты Хамфрис (Roberta Humphreys), астрофизика из Университета Миннесоты в Миннеаполисе. — Ее глубокое затемнение, вероятно, связано с массивными выбросами вещества — пыли, которая временно блокирует свет от звезды».

VY CMa в 300 тысяч раз больше и ярче Солнца. Если бы она была расположена в центре Солнечной системы, она поглотила бы все планеты до орбиты Сатурна. Используя телескоп «Хаббл», авторы рассмотрели звезду крупным планом и обнаружили причину затемнения. Звезда, очевидно, находящаяся на последних этапах своей жизни, выбрасывает огромные облака пыли. В конце концов, раздутая звезда может взорваться как сверхновая или схлопнуться и образовать черную дыру.

«Эта звезда просто потрясающая. Это одна из самых больших звезд, о которых мы знаем — очень мощный красный сверхгигант. У нее уже было несколько гигантских извержений», — объяснил Хамфрис.

Данные «Хаббла» указывают на то, что звезду окружают гигантские плазменные дуги, похожие на протуберанцы нашего Солнца, но распространяющиеся на расстояния в тысячи раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Кроме того, они физически не связаны со звездой, а скорее всего, были выброшены ею и сейчас удаляются. Некоторые из них, все еще относительно компактные и расположенные недалеко от звезды, выглядят как маленькие узелки и небольшие туманные скопления.

По расчетам исследователей, гипергигант теряет в 100 раз больше массы, чем Бетельгейзе, а масса некоторых узлов более чем в два раза превышает массу Юпитера.

«Происхождение этих эпизодов сильной потери массы как у VY Большого Пса, так и у Бетельгейзе, вероятно, вызвано крупномасштабной поверхностной активностью, связанной с большими конвективными ячейками, как на Солнце. Но на VY CMa эти ячейки могут быть размером с Солнце или еще больше», — говорит ученый.

Авторы предполагают, что эпизоды выброса облаков газа и пыли могут быть распространены и у других красных сверхгигантов.

«Это может быть даже главный механизм, приводящий к потере массы, которая всегда была загадкой для красных сверхгигантов», — отмечает Хамфрис.

С другой стороны, исследователи не исключают, что такая высокая активность, как у VY CMa, продолжается только в течение очень короткого периода — может быть, всего несколько тысяч лет, а VY Большого Пса находится сейчас как раз на таком уникальном этапе своей эволюции.