Экономика

Европе грозит массовый экономический спад – хуже, чем в 2008 году

pxhere.com

Санкции против России обернулись для Европы неожиданными последствиями. Теперь ЕС, который когда-то был мощным экономическим союзом, ждет очень серьезный спад. И он будет хуже, чем в 2008 году. Специально для своих читателей «ГлавныеНовости.ру» представляет анализ ситуации.

Влиятельный ирландский экономист Филип Пилкингтон, известный своим вкладом в эмпирическую оценку общего равновесия (также работающий в инвестиционных финансах), утверждает, что европейские экономики уже находятся в глубокой рецессии, и можно ожидать кризиса «хуже, чем в 2008 году». Тот факт, что безработица сейчас низкая в еврозоне – это не хорошие новости, это означает, по сути, либо что грядет массовая рецессия, либо что экономика слишком деиндустриализирована, пишет экономист на основе анализа данных Евростата.

Хотя в этой конкретной статье Пилкингтон вовсе не упоминает Украину, невозможно дойти до глубинных корней этого положения дел, не оглянувшись немного назад.

Еще в октябре 2021 года европейский субконтинент преследовал призрак серьезного энергетического кризиса, с ростом цен на газ на 600% и в один момент на 37% оптовых цен в Великобритании (всего за сутки). Как я писал в декабре 2021 года, это остановило промышленное производство и ударило по европейским обществам в целом.

В любом кризисе конъюнктурные и структурные факторы сходятся в причинно-следственных связях – тогда значимым фактором была, конечно, пандемия. В любом случае, такие огромные цены на энергоносители можно было хотя бы частично избежать, если бы проект «Северный поток – 2» не задерживался. «Северный поток – 2» – это комплекс газопроводов по дну Балтийского моря из России в Германию. Несмотря на прочие разногласия, этот проект отвечал интересам как России, так и Европы, обеспечивая последнюю дешевой энергией и энергобезопасностью, учитывая близость России.

pxhere.com

Проект подвергся массированной кампании бойкота со стороны США, до того, что в 2021 году депутаты бундестага, как Штеффен Котре из АдГ, предлагали ввести «ответные санкции» против США. Хотя здесь сходятся корыстные интересы американского бизнеса и геополитические соображения, интересы Вашингтона были просты: не дать потерять «рычаги» влияния на континенте и лишить Москву таких рычагов. Кроме того, они хотели продать европейцам дорогостоящий американский СПГ.

После начала российской военной операции 24 февраля 2022 года трубопроводы из-за споров в Европе не работали, но были заполнены газом. Однако с 26 сентября 2022 года произошла серия взрывов на «Северных потоках» 1 и 2, нанеся беспрецедентный ущерб. Де-факто «Северные потоки» теперь уничтожены. Немецкие законодатели требуют расследования диверсий. Лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш в своей статье 8 февраля разоблачил акт саботажа как тайную операцию Вашингтона. Действительно, 7 февраля 2022 года сам Байден на пресс-конференции с канцлером Шольцем заявил: «Если Россия вторгнется, то больше не будет «Северного потока – 2″. Мы положим ему конец». Шольц стоял рядом. Это заявление перекликается с высказыванием замгоссекретаря Нуланд за два дня до этого.

Берлин так и не ввел «ответных санкций», и пока не начато расследование роли США в диверсии, хотя немецкие прокуроры в марте нашли улики причастности Украины. На заседании СБ ООН 11 июля призывали к независимому расследованию.

piqsels.com

Возвращаясь к экономике, к январю 2023 года импорт СПГ достиг своего максимума, а цены на газ в Европе по-прежнему оставались высокими. В прошлом месяце цены снова пошли вверх, более чем на половину. Хотя сейчас, как утверждается, имеются «достаточные запасы» на фоне тепловой волны, по-прежнему наблюдаются скачки спроса и перебои с поставками, что вызывает волатильность, согласно Анне Ширяевской, репортеру Bloomberg по энергетическим рынкам. В любом случае, континент впервые столкнется с зимой 2024 года без каких-либо поставок российского природного газа по трубопроводам.

В сентябре 2022 года, когда стало абсолютно ясно, что западные санкции против России обернулись против их инициаторов, Пилкингтон писал о возможной деиндустриализации Европы как следствии экономической войны, отмечая, как в постпандемийном мире долги на Западе накапливались, а в дополнение конфликт на Украине принес дополнительные энергозатраты — которые делают европейскую промышленность неконкурентоспособной. По словам того же экономиста, крах британской экономики имеет схожие корни — связанные с высокими затратами на энергию и деиндустриализацией. Правда заключается в том, что в то время как Вашингтон ведет свою войну на истощение через прокси против Москвы «до последнего украинца», именно европейские экономики страдают больше всего (не говоря уже об Украине, очевидно). Помимо этого, США ведут экономическую войну против своих же трансатлантических союзников посредством так называемой «субсидиарной войны» (с Законом о снижении инфляции Байдена).

Как видно, в отношении экономических проблем Европы невозможно в данном случае отделить экономику от энергетики и геополитики — и даже от полицейских расследований. При таком положении дел, для европейских государств восстановление своего суверенитета будет непростой задачей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × три =