Политика

The Diplomat: Лула в Китае – это конец заигрывания Бразилии с Quad Plus

wikipedia.org/ Rafael Rabello de Barros / CC BY-SA 3.0

Бразилия окончательно покинула западный лагерь и развернулась на Восток, отмечают иностранные аналитики. Заигрывать с антикитайскими проектами Запада Бразилиа больше не будет.

Долгое время Бразилия находилась в группе проамериканских стран с антикитайской позицией, однако теперь все изменилось. Точку в этом вопросе поставил бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва, который недавно осуществил очень продуктивную поездку в Китай. Об этом рассказал аналитик Габриэль Мандельбаум в статье для The Diplomat. Эксклюзивно для своих читателей Glavnyenovosti.ru представляет авторский перевод материала:

В 2018 году китайский министр иностранных дел Ван И раскритиковал Четырехсторонний диалог по безопасности (Quad), созданный США, Японией, Индией и Австралией, заявив, что этот альянс обречен рассеяться, как морская пена. Quad был создан для облегчения сближения четырех стран в плане политики в отношении Индо-Тихоокеанского региона, и не только продемонстрировал свою устойчивость со временем, но и усилил свою деятельность в регионе как при бывшем президенте США Дональде Трампе (2017-2021), так и при текущем президенте Джо Байдене. В этот период консультации между членами группы перешли от двухлетнего диалога министров иностранных дел до консультаций на уровне глав правительств.

wikipedia.org

Аналитики ввели термин Quad Plus в 2020 году, чтобы описать минилатеральный диалог государств, который расширяет Альянс. Однако, хотя термин Quad Plus официально не поддерживается Вашингтоном, Канберрой, Нью-Дели и Токио, он включает в себя всех не-членов Quad, которые тесно сотрудничают с группой. В этот список входят другие важные партнеры США, такие как Бразилия, Южная Корея, Вьетнам, Израиль, Новая Зеландия и Франция.

Первое конкретизирование рамок Quad Plus произошло 20 марта 2020 года, когда заместитель госсекретаря США Стивен Биган предложил провести встречу Quad с участием Вьетнама, Новой Зеландии и Южной Кореи, которая направлялась на обмен оценками ситуации, связанной с короновирусной пандемией. Позднее, в мае 2020 года, состоялась встреча министров иностранных дел с участием Израиля, Южной Кореи и Бразилии, которая закрепила глобальную перспективу Quad Plus. Затем, в апреле 2021 года, расширенная группа начала совместную работу по линии безопасности, тогда Франция возглавила морские учения «Лаперуз» в Бенгальском заливе.

wikipedia.org / Palacio do Planalto / CC BY 2.0

Необъявленной мотивацией Quad является общая озабоченность четырех первоначальных участников по поводу роста международного политического и экономического влияния Китая и желание остановить увеличение военной активности Пекина в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В то время Бразилия тоже выражала такие опасения по отношению к Пекину, но тогда она была под управлением администрации Жаира Болсонаро (2019-2022). Бывший капитан бразильской армии крайней правой ориентации выстроил внешнюю политику страны в интересах Вашингтона. Болсонаро также охотно использовал жестокую антикитайскую риторику из-за своей неприязни к коммунизму и растущим инвестициям Китая в чувствительные бразильские секторы, такие как сельское хозяйство, мясопереработка и горнодобывающая промышленность. Болсонаро намекал на то, что Китай создал вирус COVID-19 и целенаправленно распространил его по всему миру, чтобы извлечь экономическую выгоду из пандемии.

Несмотря на напряженные отношения с восточноазиатской державой, Бразилия не смогла сделать существенные шаги по сближению с Quad. Это произошло по трем основным причинам. Во-первых, Бразилия не имеет понимания о регионе Индо-Тихоокеанского бассейна. Она лишена полноценной долгосрочной стратегии по отношению к этому региону и не смогла включить сам термин «Индо-Тихоокеанский» в свой официальный лексикон. Географическое положение Бразилии, которая выходит на Южный Атлантический океан, и ее ограниченные возможности проекции морской силы за пределы близлежащих морей делают маловероятным, что Бразилия сможет обеспечить свободу навигации в регионе, находящемся необычайно далеко. Например, из семи последних морских учений IBSAMAR, проведенных с Индией и Южной Африкой, Бразилия размещала корабль патруля только один раз, в Гоа.

Во-вторых, участие Бразилии в Quad, кажется, не пользуется широкой поддержкой населения. В опросе 2014 года только 15,7 процента опрошенных сказали, что Азия должна быть приоритетом во внешней политике страны, в то время как только 22,2 процента бразильцев рассматривают Китай как угрозу. Уже во время пандемии COVID-19 региональные власти Бразилии укрепили сотрудничество с Китаем, чтобы гарантировать доступ к вакцинам и медицинским препаратам, усиливая влияние «мягкой силы» Китая в стране.

И третье, Китай является крупнейшим торговым партнером Бразилии, а южноамериканская страна имеет избыток в своей торговле на сумму 150 миллиардов долларов. Кроме того, мощное лобби бразильского агробизнеса регулярно давило на правительство, чтобы те не обижали Пекин.

wikipedia.org / Palacio do Planalto / CC BY 2.0

С момента президентской инаугурации бразильского политика Луиса Инасиу Лулы да Силвы в январе 2023 года, бразильская внешняя политика вернулась к своей бывшей версии, существовавшей во время президентских сроков Лулы с 2003 по 2011 годы. При Луле концепкция «Сотрудничество Юг-Юг» является лозунгом бразильской внешней политики, основанным на идее того, что диверсификация торговых партнеров и союзы с развивающимися странами полезны для снижения асимметрии в отношениях с США и Европейским союзом и для становления частью антигегемонической силы, которая движется к многополярному международному порядку.

По этой причине, Лула подчеркнул отношения Бразилии с другими странами БРИКС (Россия, Индия, Китай и Южная Африка), даже заявив, что БРИКС предоставил развивающимся странам «возможности, которых они не имели за последние 500 лет», и что это символизирует трансформацию международной системы. Тот факт, что политический протегет Лулы, бывший президент Бразилии Дилма Руссефф (2011-2016) был избран главой Нового банка развития БРИКС (NDB) и термин президентства БРИКС в 2025 году только углубит ее усилия, чтобы бразильское правительство заняло позицию в ведущих развивающихся экономиках, а также осудило деловые практики бреттон-вудских институтов, которые воспринимаются как иерархические, избирательные и дискриминационные в отношении развивающихся стран.

Особенно Лула стремится использовать отношения Бразилии и Китая, чтобы выделить свою внешнюю политику от той, что проводил Болсонаро, его главный противник в текущем бразильском политическом ландшафте. В конце марта 2023 года Бразилия и Китай достигли соглашения по сделке, которая позволит им обходить доллар США в двухсторонней торговле. Это позволит им проводить прямые транзакции друг с другом и сократить расходы при осуществлении операций. В течение четырехдневного визита Лулы в Пекин в апреле 2023 года страны подписали 15 соглашений, включая сотрудничество в таких областях, как торговля, индустриальные инвестиции, социальное и сельское развитие, а также создание инновационного экологического спутника под названием CBERS-6, который стоит более чем $100 млн и предположительно будет запущен в 2028 году.

wikipedia.org / Palacio do Planalto / CC BY 2.0

Когда Лула вернулся на родину, бразильские медиа и национальные элиты начали активно обсуждать выгоды, которые будет иметь Бразилия, присоединившись к инициативе «Один пояс и один путь» (BRI). Бразильское бизнес-сообщество непрестанно интересуется инициативой BRI, так как это может принести им необходимые инвестиции в пока что плохо работающую логистическую и технологическую инфраструктуру страны.

Также Лула направил послание Соединенным Штатам, заявив, что никто не сможет помешать укреплению отношений между Бразилией и Китаем. Таким образом, бразильский президент фактически поставил крест на любой возможности того, что Бразилия в ближайшем будущем окажется в антикитайском авангарде Quad Plus. Можно сказать, что Лула рассеял эту перспективу, как воздух – морскую пену.

Автором публикации The Diplomat является Габриэль Мандельбаум (Henoch Gabriel Mandelbaum). Он имеет степень магистра политических наук Университета Сан-Паулу (USP), где он также работает на должности научного сотрудника в Центре международных отношений (NUPRI-USP). Кроме того, Мандельбаум связан с Центром международных исследований и анализа (NEAI-UNESP) при Университете штата Сан-Паулу (UNESP).

Ранее Glavnyenovosti.ru писало: Россия останется надежным стратегическим партнером Индии, несмотря на укрепление связей с Китаем, написало Money Control.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × 1 =